?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Так как отчёт получился очень монументальным, пришлось разделить его на две части. Итак, продолжаем:)





В ювелирном деле используются два класса веществ. Это флюсы, во время плавки и во время пайки, и отбелы. Отбелы снимают с поверхности металлов окислы и убирают остатки флюса. В данном случае этот отбел – это кислота, кислота лимонная. Самая-самая безобидная, но самая справляющаяся со своими обязанностями смывания буры и окислов. Можно было бы использовать более сложные и тяжёлые кислоты, но нет резкой необходимости, плюс это достаточно опасно.

-А для чего другие кислоты используются?

Для того же самого.

-А почему тогда выбирают их, а не лимонную?

Быстрее, чуть-чуть качественнее, но дышать парами серной кислоты не очень хочется.

Вот мы очистили поверхности, сняли буру, видите – слиток белый.



Врубайте огонь, сейчас нужно немножко подогреть изложницу. Теперь можно расплавлять то, что в тигле. Берёте титановую палочку. Серебро никогда не куётся «на горячую», как сталь. Оно становится очень-очень хрупкое. Только холодная ковка. Мы даём каждому попробовать, каково это – расплавлять. Мешайте, убедитесь, что там не осталось каких-то нерасплавленных частей. Пламя не отводите. Как только пламя отводите – видите, оно краснеет, покрывается коркой и схватывается, очень быстро.



Теперь кладёте палочку, берёте тигель и ставите его на край изложницы. Тигель немножко наклоняете, разогреваем кончик и...

-Одним движением надо всё?
Да. Вот и всё. Выдыхаем!



-А свойства металла как-то изменяются, если он много раз нагрет?

Нет. Ну, скажем так, если при плавке попадают какие-то вредные примеси или ещё что-то, то свойства могут ухудшиться, но у нас ничего подобного нет. Серебро отливается в виде брусочков, называется булька, в некоторых случаях – пулька. Это зависит от литьевой формы.

Смотрите, сначала отлили каплю, а потом остальное – в результате остаётся шов, то есть сначала отлили часть слитка, она покрылась окислами, а дальше сверху ещё остальное вылили и во время обработки вот здесь оно потихоньку пополам ломается. Если же отливать за раз, то слиток у нас однородный.
Снимаем остатки буры. На самом деле те, кто приходят на мастер-класс часто сравнивают с кухней: плиточка, что-то варится, рецепты делаются, вальцы у всех вызывают ассоциации с мясорубкой.







-Что мы делаем дальше?

Если мы начнём раскатывать этот слиток в плоской части вальцев, у нас останется не очень презентабельный край, то есть мы его раскатаем в ручьях, сформируем восьмигранник с очень ровными гранями, а потом уже в плоской части формируем в полосу. Как это делается: верхний винт сводит и разводит валы, их прижим на всей длине, то есть увеличивает зазор. Развожу – проходит, свожу – и уже прокатываю. Таким образом формируется грань, слиток сплющивается. Настраиваем вальцы под этот слиток, а дальше прокатываем его.



Есть такое правило – выбрав направление прокатки не меняем его, так как если перевернуть «задом» – то начинает топорщиться, растрескиваться. При этом вращать вокруг продольной оси можно как угодно, главное – другим концом не перевернуть.



Выбрав направление и прокатав один раз, поворачиваю на 90°, свожу вальцы и повторяю то же самое. Опять переворачиваю слиток, свожу вал и прокатываю через «ручей»

-Чего мы добиваемся в итоге?

Мы его сплющиваем, так как он достаточно широкий, и формируем ровные грани.

Как вы помните, есть такое понятие, как «нагартовка». Когда мы металл деформируем, будь то вальцы, будь то ковка, ещё что-то, металл становится более твёрдым, но вместе с этим повышается его хрупкость. Самый наглядный пример – когда вы ломаете проволоку. Берёте мягкую проволоку, нагревается место, оно становится жёстким и в какой-то момент проволока норовит согнутся не в том месте, в котором вы выбрали, а рядом, где проволока ещё мягкая. Если же вы всё равно по этому месту её гнёте – металл становится настолько хрупким, что она обламывается. Металлу нужно возвращать мягкость потому, что при раскатке в вальцах он может покрыться трещинами, с которыми он уже не применяется.



Процесс возвращения металлу мягкости называется «отжигом».

-Ювелиры отжигали, когда это ещё не стало мейнстримом!

Новички пока учатся порой могут просто перевернуть всё с ног на голову:)



Для отжига нам тоже понадобится флюс потому, что серебро – металл очень своеобразный, он любит при нагреве впитывать кислород из воздуха. А если кислород проникает в структуру слитка – внутри начинает окисляться медь. Окислы меди – это включения мало того, что тёмного цвета, они ещё и достаточно твёрдые.
В качестве флюса здесь уже не только бура, это – смесь соды, буры и поташа

-А что такое «поташ»?

Углекислый калий. Карбонат калия. Больше известен как поташ.

Я сейчас делаю новый флюс, мне его нужно разогреть. После этого флюс будет в рабочем состоянии и его можно будет использовать дальше. Флюс этот обладает помимо защитных функций ещё одним очень полезным свойством – когда достигается температура отжига он плавится, то есть компоненты подобраны в такой пропорции, что они сигнализируют о том, что достигнута заданная температура – всё, на на этом останавливаемся, иначе всё можно расплавить. Далее – опускаем туда кусочек тряпочки и покрываем слиток флюсом. Я сейчас выпариваю воду – на слитке остаётся белый налёт, это и есть флюс. Там где не зафлюсовано – я прохожусь тряпкой. После зафлюсовки начинается непосредственно отжиг. Потом – в кислоту.

Теперь мы будем работать со слитком не в «ручьях», а в плоской их части вальцев. Их теперь нужно опять настроить, то есть развести валы. Поворачивать слиток уже не надо. Мы не сможем довести его до нужной толщины за один проход. Когда оно удлинится вдвое его надо будет опять отжечь. Обычно от були до полосы, из которой устраивают полуфабрикат -- три отжига. А если делать полосу для колец с деревом – она совсем тонкая, 0,5-0,6мм, там четыре отжига делается.

Сейчас нам нужно немного раздать в ширину, поэтому будем катать не ровно, а по диагонали, но укладываться в ширину вальца.

А эта шикарнейшая штука называется «анка с пунзелями», служит для выколотки из листов – полусфер. На ювелирных ресурсах называется как «анка с пунзелями», на ресурсах слесарей и в магазинах для слесарей – «анка с пуансонами».

tvirian легко и изящно держит увесистую анку с пунзелами



Ещё раз пять надо будет отжечь. То есть это долгий процесс – чтобы не возникало трещин, периодически возвращаем мягкость. Всё очень субъективно, я вот определяю "на глаз", по сути. При этом поворачивать и крутить не надо, серебро теплопроводное и все его части отожгутся.

Могу устроить ещё экскурс в слова ювелирные. Тут идёт очень много заимствований из немецких, голландских языков.
Штихеля – среди их разновидностей есть флахштихель, с плоским основанием.
Флахейзен – плоская рихтовочная плита.
Флацанки – плоскогубцы, круглогубцы.
Фильера, у неё итальянские корни. Дословный перевод с итальянского – "то, что делает меньше".



После отжига берите пинцетом и, когда весь флюс застынет – резко в воду, весь слиток. Можно окунуть, можно кинуть. Теперь можно дальше прокатывать. Чуть-чуть наискосок, чтобы умещался, не ушёл в "ручьи". Крест-накрест и сводить валы тоже не забывайте. Таким образом мы полосу делаем всё тоньше, тоньше и тоньше.

-На толщину кольца?

Чуть-чуть больше потому, что будет фактура наноситься, а она наносится ударами и это раздаёт в стороны. И делать надо не тот размер, который нужен, а на размер меньше. Хотя до того, когда вы молотком стучать по кольцу начинаете, оно кажется слишком скромным.
А сейчас я вам дам ещё одну волшебную ювелирную формулу. Вам нужно будет рассчитать свои параметры. У нас есть полоса, у полосы есть толщина. У нас она будет – 1 мм. Нам нужно узнать L, длину, чтобы отрезать и из неё свернуть кольцо нужного диаметра.
L рассчитывается по формуле: L=π*d+4*толщину, где d у нас – размер.



При нанесении текстуры кольцо будет расковываться почти на размер чётко. То есть нам в формулу нужно подставить не девятнадцатый, а восемнадцатый, не семнадцатый, а шестнадцатый. И каждому рассчитать L. Можно воспользоваться калькулятором.

-А как сам слиток при отжиге перестаёт быть таким напряжённым?

Происходит рекристаллизация. Во время формации кристаллическая решётка, в ней возникает напряжение, где-то она смещается, где-то ещё что-то. А когда слиток разогревается – все эти смещения, они как бы выпрямляются.

-А смещаются они только в какой-то определённой части слитка?

В разных местах немножко по разному.

-А тут мы их расправляем? Как разглаживаем простыню?

Да. Очень похоже.

-А это работает для любого металла?

Для стали – наоборот. Чтобы "отпустить" сталь мы её нагреваем и охлаждаем "на воздухе". Здесь у нас идёт закалка. Но в принципе да, для серебряных и золотых сплавов, для меди это верно. Вот у нас есть готовая заготовка, толщиной примерно чуть-чуть больше миллиметра.

-Как нам из неё отчекрыжить нужную длину?

У нас здесь деформированный край, мы от него избавимся, сделаем его ровненьким, чтобы можно было начать.
Стружку при распилке мы потом выгребаем – и в пакетик. Но на переплавку её нельзя — она разлетится и грязная к тому же.Получить оттуда чистый металл можно, но для этого нужна азотная кислота и так далее, и так далее. Процесс называется аффинаж, им занимаются профессиональные заводы, туда можно сдать всю эту пыль, они выдадут в итоге серебро чистое.

Берём первый размер, отмеряем необходимую длину заготовки, отмеряем на штангенциркуле. Отмеряем от края. На 0,2 мм надо больше брать — "правило лобзика". Отпилили, берём следующий.







Вот вам смазка для пилок, буров, свёрл и так далее. Когда только-только её закупили, как-то прижилось название "синька" — она же синего оттенка, а этикетка была немножко стёрта, названия не было видно. А следующая была уже с нормальной этикеткой, мы посмотрели состав – а она на основе алкоголя делается. С тех пор и появилось выражение "синячить пилку".



Так, кто уже отпилил – отжигайте. Хотя можно и так сворачивать, из-под вальцев, но лучше мягкий. Можете сейчас пощупать заготовки, они сейчас жёсткие. И потрогайте после отжига, посмотрите мягкость.

Закидываем новые заготовки в кислоту, а те, что там, в кислоте – достаём. И в воду их.



Теперь нужно каждому отрезать от полосы нужную ширину. Берёте ножницы и по линии.

Так, идём дальше. Смотрите, одна сторона заготовки — полукруг, вторая — плоская.





Этот полукруг должен быть всегда внутри кольца. Теперь, взяли, перехватили и ещё раз погнули, то есть сворачиваем кольцо. Если у вас уже задано оно, то так же дальше и продолжаем. Сейчас задача – совместить два края. Полукруг находится внутри кольца, иначе остаются рубцы, которые не снять. Неважно, что форма – не круг, это мы выровняем дальше, важно подвести друг к другу два края.

-А сплавлять чем будем?

Припоем. Перед пайкой нам нужно выровнять края и зачистить их так, чтобы они как можно плотнее сходились. Как это сделать? Берём кольцо указательным и большим пальцем. Прислоняем к финагелю, пропускаем надфиль, сводим края и одновременно подтачиваем два края. Обращаю ваше внимание – надфиль должен ходить очень-очень ровно, без перекосов. Если он "ходит" – то это ненормально. Это первый момент. И второй момент – заготовка не дёргается, я её спокойно веду. Должно быть соприкосновение такое, чтобы на просвет не было видно шва – это идеальный случай. У нас сейчас задача-максимум – выровнять так, чтобы спокойно спаялось. И работаем надфилем только в одну сторону "от себя", по всей плоскости.





Надфиль ходит чуть-чуть неровно, поэтому там образовалась "классика". У тех, у кого всё нормально, делаем так – заводим вниз. Дальше, так же наверх. И сюда, ровно, аккуратненько. И теперь за счёт собственной наготовности оно держится. Смотрите, развожу, а он обратно уходит. Теперь, из-за того, что мы его погнули, кольцо держится жёстко и упруго. Всё, теперь уже можно идти на пайку с ним.

Так, у нас у всех есть кольца на пайку, давайте смотреть, что у нас с пайкой. У меня есть "тестовое" кольцо, я его сейчас сделал, и я его сейчас на ваших глазах спаяю. В чём сущность пайки: вначале я рассказывал о кадмие и цинке, которые добавляются в сплавы и очень резко понижают их температуру плавления. Это вот – серебряный припой, сплав меди, серебра и цинка.



За счёт этого температура плавления этого сплава – примерно на 100°-150° C ниже, чем вот этого, из которого мы делаем кольца. И если я нагрею это место до температуры плавления припоя, вот этот шов, то основному металлу ничего не будет.

Нарезаю кусочки. Для пайки иногда используются вот такие маленькие горелки, они удобны тем, что у них фиксированная иголочка. Для пайки – то что надо. Беру флюс, такого вот интересного цвета, макаю в него кольцо и, так же, как на отжиге, подсушиваю.



Если вижу, что флюса на поверхности мало – ещё раз обмакиваю, подсушиваю, пока не появится белый налёт. Беру титановую палочку, она у нас используется для пайки.









Разогреваю кончик, на кончике бура, когда она нагревается, к ней всё липнет. Подцепил и шарик образовался. Далее подогреваю кольцо, оно должно быть нагрето, чтобы от шва не отводилось тепло. Как только у меня флюс исчезнет, я осторожненько, при нагреве, опускаю каплю прям точнёхонько на шов. И разогреваю шов и каплю. Она расплавляется и втекает в шов.



-То есть некоторое время капле давали остыть, чтобы она в форме шара была, когда она на иголке была?

Нет, я её до этого спаивал в шарик, а шарик пустил уже в шов. Но очень много накалять тоже не нужно, иначе выгорает цинк из припоя и она портится.

- Когда он опускался он уже был твёрдый?

Ну полужидкий. Видите, - шарик расплавился и заполнил шов.



Всё. У нас есть паяные кольца. Нам надо замаскировать шов. Для этого на каждом финагеле есть выступ, опираетесь на выступ и пилите. Если я возьму круглый надфиль, то я смогу изнутри почистить. Сейчас нужно счистить остатки припоя с внешней и внутренней части. Надфилем работать от себя.





Теперь идём ковать. Берём молоток, вот эти вот текстуры делались им. Здесь вот, работалось исключительно под этим пайком. А здесь вот попеременно. Я сейчас покажу. Делаем начерно. Кольцо немного расковывается, но так как ригель конусный, то кольцо нужно снять, перевернуть и уже достучать текстуру. Оно остаётся ровным, не возникает конуса. Пальцем можно сзади немножко поддерживать. И уже формируете текстуру по вашему вкусу.







Текстуру сделали, нужно проверить размер. Его сейчас легко сделать больше. Лишних удара 3-4 и оно уже будет больше. Текстуру колец можно менять. Для этого используйте разные молотки.

У кольца сейчас два недостатка. Очень острый край и внутренняя поверхность. Используем бор-машинку. Управляется она педалью. Как "газ" в машине. Сильнее давим – прибавляем оборотов. Обрабатываем оба края и изнутри.







Теперь на кольцах делаем чернение и те, кто хочет – полировку.

Для полировки берём валик, надеваем его на бор-машинку. Немножко набираем пасты. Здесь очень важен упор. Заполировываем кольцо, а потом под тёплой водой с мылом смываем остатки пасты.

Для чернения используется специальный реактив. Называется "серная печень".









В итоге, после четырех часов пыхтения, шкрябанья, отжига, отпиливания, полировки и отстукивания мы таки ухитрились изготовить кольца!



И остались очень довольны своими произведениями. Я вот никогда не думала, что смогу сама сделать кольцо.











Так что это был совершенно офигенный мастер-класс, спасибо Александру и Михаилу за мастерство и терпение! Было весело, было интересно, было очень здорово!

Отчет с мастер-класса от
rhunwolf

Фавновый отчет по мастер-классу от rrrrrro

А это хоть и не наш, но очень знатный отчет с мастер-класса "Артефакториума"

В октябре у "Артефакториума" вовсю проводятся мастер-классы, так что те, кто хочет почувствовать себя ювелиром – Вам сюда, скучно не будет :)

Ювелирная мастерская "Артефакториум"

"Артефакториум" на Ярмарке мастеров

"Артефакториум" Вконтакте

А вот здесь – мастер-класс, часть первая

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
viktormaclaud
Jan. 23rd, 2014 11:55 pm (UTC)
Так вот куда тебя переманили...творческая ты наша)
Всегда говорил,что любовь к амулетам и пиратским штучкам приведут в творческую мастерскую.
kittiarra
Jan. 24th, 2014 05:04 am (UTC)
С чего ты это взял? Вовсе нет, я там просто в гостях была, делала пост про замечательную ювелирную мастерскую)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

Ухмылятор:)
kittiarra
Кошка Понарошку

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com