?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно мы вместе с rhunwolf, tvirian и rrrrrro побывали в гостях у ювелирной мастерской "Артефакториум", на мастер-классе по ювелирному делу. На несколько часов превратившись в ювелиров под руководством Александра Ефимова artefactorium_a и Михаила Конюхова handmiker, мы изготовили эти замечательные кольца. А о том, как мы это сделали, вы сейчас узнаете:)



Посмотреть все фотографии с мастер-класса можно тут

Краткое описание этапов изготовления кольца:

1. Подготовка эскиза, расчет сплава и количества металла
2. Создание сплава и заливка в изложницу
3. Отбеливание слитка
4. Прокатка в вальцах до нужной заготовки, отжиг
5. Получение полуфабриката, отпиливание нужного количества
6. Сворачивание кольца и припасовывка шва
7. Паяние
8. Шлифовка и выравнивание кольца
9. Финишная отделка – полировка, чернение или матирование

-Расскажите о своей мастерской, как возникла идея ее создания?

Есть официальная версия того, как это произошло. Мы с женой искали кольца, искали их долго и мучительно. Посещали различные выставки и магазины, и ничего не подходило. И вот мы сели в кафе, уставшие, вымотанные, и жена (сейчас уже жена:)) Лена сказала – Саша, ну вот почему ты не ювелир? Сейчас бы сделал нам кольца, и ничего этого не было бы! А у меня на тот момент как раз был поиск себя, хотелось что-то делать руками, но непонятно, в какую область себя приложить. Я пробовал заниматься витражами, лепкой из глины, росписью, еще чем-то. И вот через неделю после того как мы расписались, я встаю и думаю – а ведь и правда, ювелирное дело, масса возможности и практически отсутствуют рамки! Где у нас учат? И я пошел учиться.

-Сколько лет назад это было?

Это был конец 2009 года. Я нашел курсы и стал ездить по выходным учиться. Где-то примерно через год я понял, что ничего принципиально нового мне на этих курсах уже в общем-то не дадут. Мне очень повезло, когда я пришел на курсы, там как раз сменился мастер, пришел человек, который всю свою жизнь положил на алтарь ювелирного дела, он по основной специальности дизайнер-модельер. Он занимался и дизайном и производством. Когда я оттуда уходил, ему с одной стороны стало уже скучно учить, он все чаще вместо того, чтобы учить, вспоминал молодость, то, как он в цеху работал и так далее. Знаний уже было все меньше и меньше. Так как места особо не было, а путь в мастерскую был закрыт, я решил сделать свою мастерскую на балконе. Балкон был застеклен в одно стекло, и в октябре я понял, что мне там холодно, и нужно было искать какое-нибудь место, где тепло и можно развернуться.
Нашел комнату в Сокольниках, рядом с Крафтсоюзом. Они устраивают очень много всяких мастер-классов. Они находили мастеров и приглашали их с мастер-классами к себе. У них была и кожа, и рисунок и фьюзинг, и витражи, литье бумаги, кожаные переплеты, масса всего была, не было только ювелирного дела. Я у них несколько раз почитал мастер-классы, у них основные условия, что все инструменты приносит мастер. А мне надоело каждый раз на мастер-класс тащить с собой всю мастерскую, оборудования у меня много и некоторое очень тяжелое. И я там снял комнату, чтобы там же мастерить и читать мастер-классы.
И тут я вспомнил историю, когда мы искали кольца, и родилась, вернее даже не родилась – оформилась полностью мысль. Почему бы не дать парам возможность делать кольца? На собственные пальцы, со своими размерами, со своим дизайном. И дальше началась работа в этом направлении, мастер-классы, работа по заказам, по индивидуальным дизайнам, которых не делают на заводах. Например, ювелирку с деревом по сути делаем практически мы одни.

(Михаил): Причем мы делаем из массива, в отличие от тех, кто тоже делает работы с интересным рисунком дерева. Это напиленное дерево, это не шпон, который наматывается, ничего не имею против шпона, просто такая внутренняя убежденность, что не очень интересно мне этим заниматься. Не получается все так красиво и хорошо. А у нас массив, это некая фишка такая, раскрывает фактуру дерева очень хорошо. Можно сказать, что мы действительно монополисты по кольцам с деревом. В свое время мы экспериментировали, то дерево попилим наискось, то слои перемешаем между собой, то добавим серебро между деревянных слоев.

-Ух ты, смотрите, это котэ!
Рождённый спонтанно в мастерской в порядке бреда хулиганский кот. Оказался очень забавным.
-Обалденный кот, кот-мужчина!





-А вам заказывают кладдахские кольца? Это ирландское национальное традиционное обручальное кольцо.
Один раз заказывали.

-А вот это из чего сделано?



Это модельный воск. В ювелирном деле есть так называемая технология литья по выплавляемым моделям. То, на чем сейчас основана современная ювелирная промышленность. Берется воск, специальный, он очень твердый, его можно обрабатывать резцами и задавать любую форму. Его потом отдают на литье и получается практически точная копия того, что было в воске. И даже царапины, которые там остались, все повторяются в металле.



-Мы видели 3D-принтеры, которые печатают воск. Было непонятно зачем они нужны, а потом подумалось, что это наверное как раз для стоматологов и ювелиров?

Совершенно верно. Можно восковку сделать вручную, а можно распечатать, при том то, что распечатывается, оно на порядок сложнее и вручную это просто не вырезать. Тонкая ювелирка, у которой сложная форма – она печатается.

-То есть ювелиры сейчас тоже жадно смотрят на такие принтеры и ждут, пока они подешевеют?

Нет, ну на заводах они уже давно используются. Тут вопрос выбора. Садишься за компьютер делать дизайн, отправляешь на 3D-принтер распечатывать, потом на литье и на витрину. Ни фана, ни ручного изготовления там уже конечно нет. Для человека, который не очень хочет прикладывать руки к металлу, а хочет сделать что-то красивое, это в принципе, очень хорошая версия как это делать, через софт, через принтер, который учитывает особенности воска и так далее. Это очень прямой путь. Почему такие 3D-принтеры не очень интересны например на заводе – там они есть, для экспериментов, такой принтер делает одну модель. А ювелирам лучше думать о таких принтерах, которые печатают пластик. Пластик тоже можно довести до ума, снять с него слепок и по этому слепку отливать сколько нужно восковых моделей. А восковой принтер – это мелкосерийка в любом случае. Если брать маленькую ювелирную мастерскую, мы легко можем перестроить любой наш технологический процесс в нужную сторону. Взяться например за заказ на изготовление одного изделия, нам бы такой принтер мог бы подойти, но он зараза дорогой. Он 200 тысяч долларов стоит, насколько я знаю. Но вот последнюю версию я видел, уже порядка 65 тысяч долларов стоит. Это какие же надо продавать изделия, чтобы окупить это его.

-Вы же расширяться собираетесь?

Есть такое дело. Попутно разрабатываем идею взять пластиковый 3D-принтер, пластик в этом смысле ничем не уступает воску. С пластиковой модельки снимается так называемая резина, ее заливают на модель, а потом разрезают и получается форма, в которой можно делать восковые отпечатки. А воск уже отдается в литье. По резинке можно наклепать себе любое количество копий.

-А сколько стоит пара колец у вас, так, в среднем?





Если простые обручальные кольца, то мастер-класс по изготовлению будет стоить порядка 12-13 тысяч, а если под заказ просто изготовление, то тысяч 6-7. Может стоить и дороже, конечно же, потому что материал бывает разный. Наиболее простая из наших технологий – выкатка полосы, пайка, нанесение фактуры и чернение.

-А с какими металлами работаете вообще?

Серебро, золото, присматриваемся к палладию, с титаном не работаем, он, зараза, тугоплавкий очень. Единственный предмет, который мы используем, это титановая палочка, которой мы размешиваем расплав и припой. Но титан он еще хитрый такой – кольцо если полируется, один торец можно полировать-полировать-полировать, он нагревается, за второй торец его снимают, потому что он практически не проводит тепла. Снимаешь его и забыв о том, что полировал, кладешь себе на ладонь – облачко дыма, «АЙ!», а потом лечишь ожоги.



-Как вы считаете, можно ли серьезно заниматься ювелирным делом и при этом совмещать его с каким-нибудь другим ремеслом? Например, с той же резьбой по дереву?

Принципиальных противоречий нет, можно заниматься. Тем более что резьба по дереву во многом пересекается с ювелирным делом. Мелкая моторика, разметка – очень много совпадений. Другой вопрос в том, что не так-то просто совместить эти вещи, чтобы в итоге порождать синтез технологий, создавать какие-то изделия, которые одновременно были бы созданы и резьбой по дереву и ювелирным делом. Так, ну что, приступаем?

-Как происходит процесс?

Сначала мы узнаем ваши размеры. Это относится к первому этапу.
Все колечки пронумерованы. Выбираете нужный палец, надеваете, если вам подходит, значит это ваш размер.
Были случаи – я видел как девушка подходила к ювелиру, спрашивала, какой ей нужен размер. Он смотрел на руку, и говорил – у вас такой-то размер кольца, и она надевала кольцо на палец, и оно идеально садилось.







Можно сделать размер меньше, а потом растянуть. Есть такая замечательная штука, называется «Буратино», на нее надевается кольцо, и растягивается до нужного размера. Где-то полтора размера можно выжать.

-А обратный вариант есть?

Зависит от типа кольца. Не все кольца можно загнать по минимуму.

-А как это делается?

Есть специальная пластина, с дырками, кольцо кладется в эту дырку, поворачивается под пресс, и начинает обрабатываться, и кольцо постепенно уменьшается.









Генеральная идея «Артефакториума» – собирать творческих людей для необычных изделий. Если читали хэндмейкеровский блог, то бишь мой, то я пишу историю к каждой вещи, которую делаю. Эти истории, такие «лёгкие» фэнтези-сказки, не могу сказать, что я стараюсь загонять туда какой-то глубокий смысл, иногда это просто получается само собой. Именно что приносить в жизнь немножко сказки, немножко чуда, немножко волшебства. Это то, что я тогда принёс, когда пришёл в «Артефакториум». А с технологической точки зрения «Артефакториум» – это непрерывное стремление к синтезу разных технологий.
К нам приходят иногда кожевники что-нибудь попробовать поделать, потому что просто люверсы на кожу – это, ну... просто люверсы, а если на люверсе что-нибудь красивое написано или камешки мелкие добавлены. Саша большой любитель сделать из маленьких камешков что-нибудь такое.



-То есть с кожей вы тоже играете как-то?

Не мы. Приходят люди, которые кожу знают, а потом говорят – «нам скучно только с кожей работать, мы хотим что-то красивое с ней довесить». И мы вместе начинаем думать, как бы так камень в кожу вкрепить, чтобы он сиял.



Остался ещё вопрос по ширине кольца и по текстуре, потому что делать обычное полированное – неинтересно.



Самый базовый мастер-класс – даём на выбор три текстуры.



(Александр): Все ли знают, что такое «проба»?
-Содержание примесей.





На слуху девятьсот двадцать пятая проба серебра. Это означает, что есть некий сплав. В нём девятьсот двадцать пять на тысячу – это чистое серебро, а семьдесят пять – ещё чего-то. Вот «ещё чего-то» называется «лигатура» и может быть очень разным. В плане серебряных сплавов это всегда медь. Если было бы золото, допустим, пятьсот восемьдесят пятая проба, то в одной и той же пробе могут быть разные сплавы с разной лигатурой, то есть если это белое золото – в лигатуре будет либо палладий, либо никель, чтобы регулировать оттенок, если красное золото – то там будет большое содержание меди, если это жёлтое золото – скорее всего будет пополам серебра и меди, чтобы получить оттенок. А один японец добавил в золото алюминий и получил фиолетовое золото, правда, оно хрупкое очень.



Нам из этого, из чистого, надо сделать сплав. Взвешиваем. А дальше начинается формула. Самая высокая проба обозначается не «1000», а «999», потому что невозможно точно сделать чистый-чистый сплав без примесей. Мы от высокой пробы отнимаем пробу, которую нам нужно получить и умножаем на вес и делим на пробу, которую нам нужно получить. На выходе – вес лигатуры, то есть вес чистой меди, которую нужно добавить к этому количеству, чтобы на выходе получилась девятьсот двадцать пятая проба. Именно так делаются все сплавы. Но в случае, например, золота, пятьсот восемьдесят пятой пробы, нужны дополнительные расчёты, так как мы сейчас узнали вес «всего», а там надо ещё распределить его между компонентами лигатуры.
Очень часто переплавляются неудачные украшения, и там попадается припой, который по пробе может быть где-то в районе шестисотой-семисотой и чтобы не опускать пробу основного металла ниже девятьсот двадцать пятой, я делаю всегда чуточку высокопробней. То есть мы сейчас отмерили серебро, отмерили медь. Дальше нам нужно это сплавить. Мы берём тигель.



Во время первой плавки мы туда добавим буру, чтобы не было выгорания и потерь металла. Ювелирная бура – вещество, которое относится к классу флюсов, и защищает металл от окисления.



Вот эта штука называется очень красивым словом «изложница».



После будем со слитком работать. Нам нужно будет выкатать полосу и поделить на всех. Эту полосу уже будем сворачивать в кольцо, пропаивать и наносить текстуру. Я покажу вам, как это делается, дальше желающие смогут сами поучаствовать в плавке. Дальше я буду потихоньку включать всех в процесс.

В холодной изложнице ничего не получится, поэтому будем ее нагревать.

-А зачем вы делаете её горячей?

Дело в том, что металл очень быстро остывает. Чтобы он не остыл слишком быстро, изложница должна быть разогретая. Увеличивая время, в течение которого металл остаётся жидким, мы позволяем ему сформировать слиток внутри изложницы.



Помимо того, что изложницу надо нагреть, её ещё необходимо смазать. Это самый обыкновенный пчелиный воск. Можно использовать и машинное масло, в старых книжках использовали сало, но запах сала, запах масла как-то не очень, а вот воск – он достаточно вкусный. Разогрели изложницу, начинается самый action.









Очень металл любит липнуть к стали. Сейчас понемножку добавляю буру, она немножко схватилась. Сейчас это всё расплавится и увидите – по поверхности будут красные разводы. Так работает бура, она образует на поверхности расплавленного металла плёнку, которая препятствует доступу кислорода.



Смотрите, сейчас там всё расплавилось. По поверхности «бегает» бура и защищает металл от выгорания. Всё, там уже девятьсот двадцать пятая проба. Нам остаётся только вылить её в изложницу, чтобы сформировался слиток. Ставлю тигель на край изложницы, подогреваю кончик тигля и за один раз выливаю содержимое в изложницу.



-А какая температура пламени?

До 1300°.



Сейчас мы его охлаждаем, его уже можно трогать, но на поверхности – остатки буры, их надо снимать.



Если оно попадает на вальцы, то они от этого портятся, царапаются. Снимаем это в кислоте. А потом в обычную воду.Некоторые ювелиры для некоторых сплавов используют спирт.







rrrrrro жжОт!







Продолжение следует :)

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
rrrrrro
Oct. 14th, 2013 01:18 pm (UTC)
А поставь ссылочку на "Продолжение следует", будет удобней
viktormaclaud
Oct. 14th, 2013 01:59 pm (UTC)
А противопожарная система есть?)
kittiarra
Oct. 14th, 2013 02:08 pm (UTC)
Конечно есть, как же иначе?:)
viktormaclaud
Oct. 14th, 2013 02:18 pm (UTC)
А вас поощрили как-то золотым слитком весом в килограмм?)

Edited at 2013-10-14 02:18 pm (UTC)
kittiarra
Oct. 14th, 2013 02:29 pm (UTC)
Я такое не ем:)

Всегда хотела попробовать поювелирить, к тому же я веду тематическую рубрику, и хочу лучше знать и понимать то, о чем пишу и все такое)
viktormaclaud
Oct. 14th, 2013 02:33 pm (UTC)
Моих талантов хватит выплавить из свинцовых пластин из отработанного аккумулятора кастет или лемяшь)
Так что не дано мне да и других забот хватает.А ещё , у меня с химией туго всегда было(
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

Ухмылятор:)
kittiarra
Кошка Понарошку

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com